Морские линии и трамповое судоходство

19 августа 2015

В области международных перевозок существует разделение на регулярные и нерегулярные маршруты. Изначально деление международных перевозок грузов на регулярные и нерегулярные применялось только в сфере морских перевозок, где довольно рано выделились линейные (регулярные) и трамповые (нерегулярные) перевозки. Линейное судно движется по заранее установленному маршруту (между двумя или группой портов), расписанию и размеру платы за перевозку (фрахт), рассчитываемому в соответствии с зафиксированным тарифом. Трамповое судно готово перевозить любой груз, в любом направлении, в любое время. Тариф на трамповую перевозку устанавливается по соглашению сторон.

Другими словами, трамповые перевозки не связываются с каким-либо типом грузов, постоянными районами плавания, портами, а стоимость перевозки определяется конъюнктурой рынка и указывается в договоре перевозке – чартере. Линейные суда обычно работают по основным транспортным направлениям, обслуживая устойчивые грузопотоки. Цена на линейном судоходстве устанавливается на основе системы платы за провоз и сборов за различные транспортные услуги, оказываемые грузовладельцу (клиенту). Она распространяется на всю морскую секцию (например, Северо-Атлантическую или Средиземноморскую) на установленный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Трамповые перевозки выполняются по договорам фрахтования и аренды судов. Линейное судно – это транспорт общего пользования, который согласно ст. 789 ГК РФ, обязан оказать услугу любому обратившемуся лицу. На линейном судоходстве договор носит характер публичной оферты и исключает возможность какого-либо выделения или предпочтения одного заказчика перед другим. Аналогичное содержание вкладывается в работу любого перевозчика по публичным договорам на любом виде транспорта, а также в смешанном сообщении.