Как одевать дороги в России

14 ноября 2018

Как одевать дороги в России

Знаете ли Вы, что у дороги тоже бывают одежды? И на эти одежды разработаны свои ГОСТы, СНиПЫ и серии.

Дорожная одежда (официальное определение) это многослойная конструкция в пределах проезжей части дороги, воспринимающая нагрузку от автомобильного транспорта и передающая ее на грунт.

По виду покрытий дорожные одежды бывают:

Капитальные

Облегченные

Переходные

Низшие

По сопротивлению и реакции на климат:

Жесткие

Нежесткие

К жестким дорогам относятся:

Цементобетонные

С покрытием из железобетонных дорожных плит.

К нежестким относятся не имеющие такого покрытия, то есть асфальтобетонные, грунтовые.

Цементобетонное покрытие достаточно высокотехнологично, можно сказать, это дороги будущего, они представляют собой монолитное полотно.

Плюсы таких дорог:

  • Срок эксплуатации в три раза больше асфальтобетонных
  • Цена: пусть первоначальное строительство дороже на 5-20% по сравнению с асфальтобетоном в перспективе жизненного цикла из-за экономии на ремонтах и строительстве нового полотна выгода доходит до 50 процентов.
  • Из-за твердости покрытий нагрузка от колеса распределяется на большую поверхность и давление на подстилающие слои более низкое.
  • Более стойкая к перепадам температур
  • Лучший светоотражающий эффект
  • Более ровная поверхность – как в продольном, так и в поперечном плане. Езда по таким дорогам более комфортна.

Примечание: Бетонные дороги, построенные в Калининграде во времена третьего рейха, служат до сих пор.

И все же такие дороги в России пока не прижились ( их не более 2% от всех дорог, в отличие от Европы и США , где бетонное покрытие – это 30-40%, все значимые автострады строят только монолитными); технологии строительства монолитного полотна сложны, необходимо очень высокое качество бетона, особая дорожная техника, профессиональная лаборатория, но, пожалуй, самым главным минусом является то, что такое строительство возможно исключительно в теплое время и не подходит для климата российского севера.

Большое распространение имеет покрытие сборными железобетонными плитами, такие дороги имеют почти те же преимущества, что и монолитное строительство, но процесс укладки более простой, технологии разработаны.

Хорошо строить такие дороги в особых климатических условиях – применительно к России в условиях Крайнего Севера.

Для этих целей была даже разработана специальная плита:

ПДН-14 ( плита дорожная напряженная)

Преимущества ПДН-14:

Выдерживает очень высокие нагрузки (плита имеет напряженное армирование)

Стойкость к перепадам температур

Хорошее сцепление (верхняя грань имеет ромбовидную насечку или шерховатость)

Возможность строительства полотна в зимний период.

Такие дороги относительно хорошо себя чувствуют на вечной мерзлоте, а это почти 65 % территории нашей страны.

И все же, какие перспективы нас ожидают? В какие дорожные одежды стоит одевать дороги России?

Основная проблема – это вечная мерзлота. Под влиянием природных факторов, а также деятельности человека мерзлота может менять свойства: иногда подтаивать и в таком случае объекты проваливаются и проседают, или наоборот грунт промерзает и его пучит, и тогда дороги выпирают.

Ученые и инженеры предлагают различные варианты:

Поднятие дорог на сваи (так называемые эстакадные дороги)

Установка охлаждающих гильз

Более совершенные геотекстильные полотна.

Крайне перспективной считается технология строительства из постнапряженных дорожных плит, стянутых канатами. Длинные плиты (иногда до 18 метров) производят с сквозными каналами, через эти каналы пропускают стальной канат и натягивается полотно из 30-40 таких плит.

Эта технология решит проблему проседания серийных железобетонных плит относительно друг друга.

Однако сегодняшние реалии таковы, что подавляющее большинство дорог в России являются асфальтобетонными или в лучшем случае это дороги из сборных железобетонных плит. Под массовое строительство автострад по более прогрессивным технологиям нет ни производственной, ни финансовой базы.

Остается только мечтать.

Материал предоставлен компанией ООО «ИнвестТрансстрой» г. Екатеринбург (343) 263-20-16. Профессиональные поставки ЖБИ.